Новости

«К снижению тарифов на «коммуналку» из-за удешевления газа надо подходить осторожно»

f_15689510571389196094Кабинет министров рекомендовал Нацкомиссии по регулированию в сфере коммунальных услуг и местным органам самоуправления с 1 января 2014 года пересмотреть тарифы на тепловую энергию и горячее водоснабжение с учетом новых цен на газ. О последствиях этого решения корреспондент ГолосUA расспросил  эксперта по вопросам бюджетного законодательства Ассоциации городов Украины Александра Слобожана.

 

— Александр,  какими будут последствия такого решения Кабмина?

— В конце года  уже традиционно у нас начинаются проблемы с выплатами зарплат и расчетами за энергоносители. Уже неоднократно мы говорили о том, что когда тариф утверждается специальным национальным регулятором, он не учитывает многие изменяющиеся составляющие. Например, повышается размер минимальной заработной платы. Существует определенное количество людей, которые занимаются, в частности, водоснабжением, и они должны получать зарплату.

Когда утверждается тариф и некоторые его составляющие меняются, а сам тариф не растет – коммунальное предприятие становится убыточным, требующим трансфертов из местного бюджета для его поддержки. Надо осторожно подходить и к повышению, и к снижению тарифов. У национального регулятора есть специальная методика, по которой пересматривают тарифы для каждого предприятия и стоимость услуг, которые предоставляются населению. Они должны быть экономически обоснованы.

— Но в данном случае тарифы снижаются. Куда пойдут сэкономленные средства?

— Если одна из составляющих тарифа уменьшилась, логично, если будет пересмотрен сам тариф в сторону уменьшения. Но здесь, если неправильно посчитать, не оставить инвестиционной составляющей – тариф уменьшится, но ни о каком обновлении сетей, ни о какой реконструкции нельзя будет говорить.

Я бы сэкономленные средства направил на инвестиционную составляющую. Эту небольшую экономию, которая произошла, желательно пустить на обновление сетей. Потому что у нас во многих городах и селах как канализационные, так и сети теплоснабжения очень изношены, не реконструировались еще с советских времен. А ведь многоэтажки строятся, и это создает нагрузку на системы. В том же самом Киеве постоянно случаются какие-то поломки, потому что происходит лишь «точечный» ремонт. В нынешнем тарифе инвестиционная составляющая мизерна.

— Запланированы ли субвенции на разницу в тарифах и стоимости энергоносителей 2014 году и в каком размере?

— Субвенции из госбюджета на эти цели выделяются и составляют гигантские суммы. В прошлом  году они были предусмотрены в размере 5,2 млрд гривен, в позапрошлом были направлены в размере почти 12 млрд гривен. На 2014 год предлагалось запланировать вообще в размере 17,5 млрд гривен, но в госбюджете это предложение не нашло отображения в связи с российско-украинскими переговорами по поводу энергоносителей. А 5,2 млрд из—за отсутствия средств погасили векселями. Хотя проблема от этого никоим образом не исчезла. Я же считаю, что результат решения о снижении тарифов будет зависеть от того, какой механизм их возмещения их будет избран.

— Если цена на газ будет меняться ежеквартально, а субвенцию не заложили, что тогда?

— Да, в проекте госбюджета на 2014 год эта субвенция не заложена. Есть два вида расчетов по этой субвенции. Максимальная потребность, как я уже упоминал, составляет 17,5 млрд гривен, такая задолженность ожидается за отопительные сезоны 2012-2013 и 2013-2014 гг. Минимально необходимая сумма составляет немногим больше 8 млрд гривен. Почему ее не закладывали? Профильное министерство подает запрос в Минфин, там это просчитывают и выясняют, есть ли такие средства, для выделения по той или иной субвенции или программе. Когда подавался бюджетный запрос, таких средств в наличии не было. И поэтому в проекте госбюджета это не нашло своего отображения. А когда стали известны позитивные моменты в отношении энергоресурсов (снижение цены российского газа для Украины – ред.), максимальная потребность в сумме субвенции снизилась сразу вдвое.

Эти средства еще могут быть заложены в бюджет после первого квартала, когда будут внесены изменения в проект Закона о госбюджете на 2014 год. Кредиторская задолженность государством все равно ведь выплачивается.

— Вы упомянули векселя. Как можно оценить такой способ расчетов за энергоносители?

— «Новинка» этого года – субвенцию решили погашать векселями. Поэтому не обязательно обозначать ее отдельной строкой в Приложении №3 и №7 к госбюджету на 2014 год. В рабочем порядке эти изменения могут быть внесены в текст госбюджета.

— И векселя для государства выписать – это не деньги найти?

— Совершенно верно. Здесь – главная проблема не у коммунальных предприятий, а у «Нафтогаза», так как рассчитываться с контрагентами приходится ему. И государство может напрямую дотировать НАК «Нафтагаз», а «Нафтогаз» уже спишет задолженность соответствующих коммунальных предприятий. Сейчас избран путь вексельных расчетов. Эти векселя выдаются на срок 5-7 лет, они существуют разные. Фактически, это такой виртуальный взаиморасчет. Ясно, в конечном итоге держателем этих векселей останется «Нафтогаз». Существуют разные схемы дисконтов, кто-то купит и на этом обогатиться, кто-то потеряет. Но это – обычные риски вексельных расчетов.

Для коммунальных предприятий было очень важным, и нам удалось этого добиться – обязать НАК «Нафтогаз» принимать эти векселя. Они были категорически против, хотели получать оплату чистыми деньгами. И до сих пор еще есть инсинуации, когда НАК «Нафтогаз» принимает 70% векселей, а 30% требует деньгами, так как 30% в тарифе – зарплата. Но в статье 22 Закона о госбюджете, уже подписанном Президентом, четко указано: энергогенерирующие компании обязуются принимать векселя, учитывая счет этой задолженности. Надеюсь, что вот эти 5,2 млрд гривен «впишутся» именно векселями, Нацбанк ведь их выпустил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.